Блок-секционное строительство

Эффективно использован метод блок- секционного строительства в условиях живописного ландшафта Тернополя. Ступенчатая композиция, построенная на основе вертикальной сдвижки блок- секций, позволила органично вписать дома в склоны рельефа, образующего выразительный силуэт всей застройки. В новых районах Харькова, Запорожья и Кривого Рога используются структуры с криволинейными очертаниями плана, образующие замкнутые и полузамкнутые композиции.

Попытки создания Сложных домов- структур предпринимались и раньше, например, полукруглый дом на Комсомольском массиве в Киеве серии КТ-12. Вдоль просп. Героев района Победа в Днепропетровске построен 36-секционный 10-этажный дом с двухъярусными квартирами на верхних этажах. Плавно изгибающаяся конфигурация плана получена включением вставок с углом 172°.

Но далеко не во всех городах республики градостроительные достоинства блок-секционного метода строительства могли быть использованы в полной мере. В составе каждой серии разработаны развитые номенклатуры блок-секций, позволяющие компоновать дома и структуры, различные по длине, конфигурации, этажности, пластике объемов с разным квартирным составом (количество только 5- и 9-этажных блок-секций достигает 20 типов и более). Однако большинство домостроительных предприятий республики смогло освоить лишь 3-4 блок-секции из всей номенклатуры. Внедрение в производство каждой новой блок-секции или замена ее другой вызывает сбои производства, требует перекомплектации изделий, что снижает производительность труда и эффективность производства. Отсутствие межсерийной унификации.

раздельная разработка серий не позволяют провести специализацию и кооперацию домостроительных комбинатов, действующих в одном городе или регионе, объединить их в единую градостроительную систему, что расширило бы диапазон блок-секций. Даже наиболее развитые из них, включающие 9-этаж- ные рядовые, торцовые (левые и правые), угловые и соединительные, с проездом или без него, поворотные (под разными углами), 12- и 16-этажные блок-секции, не могут учесть всего разнообразия градостроительных условий. Проблема уникальности природных ситуаций, контекстов среды, своеобразия композиции массовой застройки остается нерешенной. Многократное повторение градостроительных приемов накладывает определенный штамп. В результате застройка не отражает сложного взаимодействия между жизненными процессами и окружающей средой. Кроме того, для повышения архитектурнохудожественных качеств крупнопанельных зданий недостаточно одних только приемов компоновки их из блок-секций. Композиционные приемы при этом характеризуются крупной пластикой, а поверхность фасадов остается композиционно однородной и монотонной.